Особенности развития психомоторной сферы у дошкольников

By | 07.11.2021

Одну из важнейших функций психики, обеспечивающую познавательную деятельность ребенка выполняет психомоторика. Она представляет собой целостный механизм развития психики ребенка, объединяющий эмоции, мышление и движения в единое целое, которые имеют сознательный и целенаправленный характер.

Развитие координированных движений требует от ребенка подчинения своей воле сложной биомеханики собственного тела, умения соответствующими движениями вести тело к цели. Поэтому степень психомоторного развития ребенка определяет уровень развития его мышления.

Развитие психомоторики определяется формированием общей моторики, навыков поведения, развитием тонкой моторики рук, зрительно-моторной координации и кинестезии, что в целом обеспечивает возможность выполнения произвольных движений и действий.

Наблюдая за детьми младшего возраста, можно заметить, что пальчики у них малоподвижны, дети держат ложку в кулачке, с трудом правильно берут карандаш. Исследованиями многих крупнейших ученых (И.П.Павлов, А.Р.Лурия, А.А.Леонтьев) подтверждена взаимосвязь мелкой и речевой моторики. Ученые института физиологии детей и подростков Санкт-Петербургской академии психологических наук (М.М.Кольцова, Е.И.Исенина, Л.В.Антонова-Фомина) доказали связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. В.А.Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Приемы, способствующие развитию общей и мелкой моторики:

  1. самомассаж кистей рук;
  2. игры-шнуровки;
  3. разрезные картинки;
  4. игры с природным материалом;
  5. игры в «сухом бассейне»;
  6. песочная терапия;
  7. пальчиковые упражнения;
  8. кинезиологические упражнения (Гимнастика мозга)
  9. логоритмика.

Самомассаж кистей рук оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей, активизирует биологически активные точки.

Вот некоторые элементы самомассажа кистей рук:

— бельевой прищепкой «кусаем ногтевые фаланги»;

— покатать между ладонями сосновую шишку, орех и т.д.;

— растирать ладони движениями вверх-вниз до появления теплоты;

— растирать ладонями шестигранный карандаш.

Игры–шнуровки развивают сенсомоторную координацию, пространственное ориентирование. Способствуют пониманию понятий “вверху”, “внизу”, “справа”, “слева”. В играх со шнуровками развивается глазомер.

Положительно сказывается на развитие мелкой моторики рисование пальцем. Дети рисуют на манной крупе, лежащей на ярком листе бумаги

Работа с разрезными картинками не только развивает мелкую моторику, но и способствует развитию логического мышления.

Любят дети заниматься с природным материалом. Ониактивизируют мыслительную деятельность детей. В игре «Все перемешалось» показываю детям блюдо с горохом и фасолью. Предлагаю переложить в одну миску горох, а в другую фасоль. Выкладывание из круп, семечек, орехов и т.д. разных фигур служит дополнительным массажным средством. Для усложнения можно делать это закрытыми глазами.

Особый интерес вызывают у детей «сухие бассейны» — это небольшие тазы,наполненныесыпучим материалом с необычной текстурой.  Можно  использовать  фасоль, рис, бусы, горох и т.д. Опустив кисти рук в «сухой бассейн», дети помешивают горох, одновременно сжимают и разжимают пальцы рук, приговаривая:

«В миску насыпали горох
И пальцы запустили,
Устроив там переполох,
Чтоб пальцы не грустили».

Благотворное влияние на развитие мелкой моторики оказывает песочная терапия. Предлагаем детям «пройтись» ладошками, оставляя свои следы. Отпечатками кулачков, ладошек дети создают узоры на песке (солнышко, домик и т.д.), «шагают» каждым пальчиком поочередно. Дети «скользят» по песку, как змейка, машина и т.д. Эти незатейливые упражнения стабилизируют эмоциональное состояние.

В ходе занятий можно «конструировать» из пальцев различные предметы и объекты,  в этом нам помогают упражнения пальчиковой гимнастики. Дети изображают зайцев, кошек, дома и т.д.

А кинезиологические упражнения улучшают мыслительную деятельность:

— «Колечко». Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

— «Кулак – ладонь». Ребенку показываю два положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: ладонь, сжатая в кулак, распрямленная ладонь.

В ходе занятий по логоритмике развивается мышечная активность, активизируется словарный запас, закрепляется грамматический материал. Двигательная активность игрового характера улучшает работу всех органов и систем. Движение помогает осмыслить слово. Упражнения содержат какой-либо воображаемый образ, перевоплощение. Дети выполняют упражнение в соответствии с темпом речи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *