Эмпатия. С чего все начинается.

By | 19.12.2021

Одно из самых высоких достижений «очеловечивания» — чуткость и отзывчивость как способность сопереживать, сочувствовать и понимать переживания других людей, внимательно и бережно относиться к ним, помогать, заботиться о них.

Каждый будущий новорожденный, еще находясь в утробе матери, обладает «основой», всем необходимым для того, чтобы из него родители смогли вырастить человека чуткого и отзывчивого.

ЭМОЦИИ РЕБЕНКА – главное звено его общения с окружающими, его контакта со средой на более высоком уровне, чем контакт физический. И если мы мечтаем об отзывчивости, о чуткости наших будущих детей, об их интуитивности, о глубине чувств, нужно позаботиться об этом задолго до их рождения.

Чуткость основана на чувствительности соответствующих образований в коре головного мозга , на достаточной их утонченности и разнообразии этих внутренних «голосов» (чтобы было чему отвлекаться).Если использовать сравнение с музыкальным инструментом, внутренних «струн» должно быть много, разных по звучанию и легко отвлекающихся на соответствующий им тон извне.

Для развития здоровой чуткости необходимо исключить нервозность и раздражительность будущей матери, травмы и вредности – как физические, так и психические. Она должна контролировать свое состояние, и готовиться не только к уходу за будущим малышом, но и к общению с ним.

Младенец очень чувствителен к звуку голоса матери. Поэтому очень полезно петь для малыша, разучивая колыбельные песни и песенки для маленьких, петь мелодичные, напевные, благозвучные песни.

Также малышам присуща очень высокая степень врожденной чувствительности ко всем эмоциональным проявлениям  людей, находящихся рядом. Малютки по-разному ведут себя даже в молчаливом присутствии людей: при одном человеке они спокойны, при другом начинают плакать. Малыши чувствительны и ко взгляду, направленному на них. Пристальный взгляд в спинку трехнедельного младенца, положенного на бок, может вызвать напряженное покряхтывание и беспокойное движение.

1 мес. – реакция сосредоточения на голос взрослого: притормаживает двигательные реакции, ротовое внимание

3 мес. – фиксирует взгляд на голос взрослого с проявлением эмоциональных реакций

4 мес. – больше реагирует на голос, чем на простой звук, реагирует на ласковые и строгие интонации

5 мес. – различает мимику и жесты окружающих

6 мес. – реагирует на свое имя

11 мес. – понимает команду «нельзя»

3г 5м – может ответить (речью, мимикой, жестом) на вопросы о событиях, которые происходят в другое время или в другом месте.

4 г. – использует вежливые просьбы

Развитие разного стиля общения с детьми и со взрослыми

4г 6 мес. – способность оценить поступок с точки зрения социальной нормы

5 л. – может описать свои чувства

5-6 л. – начинает употреблять абстрактные понятия «счастье», «любовь», «надежда», «ложь»

К 6-месячному возрасту малыш обладает всей системой основных эмоций. И несмотря на такое многообещающее начало часто вырастает вполне равнодушный человек с очень скудным набором эмоций и с недоразвитой системой чувств. Предпосылки к этому могут быть обнаружены очень рано.

Чтобы состоялся человек, способный к эмоциональной отзывчивости необходимо:

  1. Беседовать с малышом, используя самые разнообразные интонации.

Недостаточно сводить общение с малышом только к ласке или играть с ним, лишь бы не плакал. С ним нужно разговаривать и серьезно приглашать его чем-то полюбоваться, удивиться и порадоваться, к чему-то прислушаться, кого-то пожалеть…

Пусть он слышит не только интонации ободрения и одобрения, но и укоризны, сигналы запрета и призывы к усилию.

  • Читать сказки и стихи, вызывая у малыша эмоциональный отклик.

Пусть с детства ему будут знакомы разные ритмы стихов и песенок. Слушание пения и негромкой музыки (и легкой, и серьезной)развивает у ребенка способность улавливать разнообразные оттенки эмоциональных состояний людей и сопереживать им.

  • Создать благополучный эмоциональный фон для развития ребенка.

Сверхсильным и разрушающим раздражителем являются скандалы между родителями. Эмоциональная напряженность атмосферы скандала создает болезнетворный фон, на котором выкрики старших действуют оглушающе. Так, вместо чуткости развивается нервозность. А если начинают кричать и на малыша, трясут его и даже шлепают – этим нарушают его чувство безопасности рядом со старшим и искажают дальнейшее развитие чуткости.

И наоборот, чрезмерное ограничение доступа многих звуков: при ребенке говорят шепотом, ходят на цыпочках и т.д., создает атмосферу, при которой велика вероятность развития нетерпимости, эгоизма и эмоциональной холодности у дошкольника.

Отзывчивость не разовьется в условиях грубости  и равнодушия. НЕ разовьет ее и ласковость, направленная только на ребенка.

  • Требовательность интонаций взрослых должна выражаться в спокойной твердости, но не в крике.
  • Приучать малыша к проявлению сочувствия и доброты.

Внимательность подрастающего ребенка – сначала к членам семьи, а затем и к другим людям – не возникнет сама собой. Для этого нужно обращать его внимание на то, что вне его, учить его уходу за растениями и животными, бережному отношению ко всему живому, учить внимательной предупредительности по отношению к старшим. Как можно раньше следует научить ребенка делиться лакомствами – и со старшими, и с другими детьми.

Привлечение детей всех возрастов к практической помощи родителям, а также больным и старым, обучение их оказанию этой помощи развивает внимание  к нуждам старших, добросердечие и терпимость.

Не следует материально вознаграждать и захваливать детей за их ласку, за их внимательность, заботу и помощь. Достаточно спокойных слов одобрения: ребенок должен привыкнуть считать такое поведение нормой.

Часто ли дети слышат от своих родителей вопрос: «А как дела у твоего товарища, подруги? Почему он (она) у тебя не бывает?» Разумеется, чаще они слышат «А этому чего здесь надо? Нечего ему здесь делать!», «Ты еще похуже подружку не могла себе выбрать? Не водись с ней!»

Часто ли мы рассказываем детям о наших делах, о нашей работе и о людях, об их достоинствах? Часто ли беседуем с ними как с друзьями, советуемся?

Мы требуем от наших детей,чтобы они стали нам помощниками и друзьями, но не заряжаем их товарищеским отношением, не даем им образца товарищеского отношения – к ним. А в его основе – уважение к личности!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *