Открытость, ранимость и внушаемость детей делают их очень чувствительными к негативным воздействиям мира и общества.
Чтобы помочь ребенку, родители должны чаще использовать позитивные установки, которые могут стать неисчерпаемым ресурсом сопротивляемости организма ребенка.
- НЕ внушайте ребенку, что он болезненный, неспособный, упрямый, несамостоятельный и т.д. Если он постоянно будет слышать это от взрослых, то может в это поверить и будет вести себя именно так.
В психологии это называется – самоактуализирующееся пророчество.
- НЕ критикуйте личность ребенка, его негативные качества, желая помочь ему от них избавиться.
ПОМНИТЕ: критика должна быть направлена на неблаговидный поступок малыша, его осуждение. Но делать это следует в мягкой форме, используя косвенные приемы.
Оцениваем только поступок, а не личность в целом!
- Расскажите ребенку сказку (или используйте метафору), в которой герой совершил не очень благовидный поступок.
Дети прекрасно отождествляют себя со сказочными персонажами, и к тому же это поможет вашему ребенку рассмотреть проблему как бы со стороны.
- Вместе с ребенком поразмышляйте о том, как герою сказки выйти из затруднительной ситуации, исправить положение.
- Используйте известный психологический метод «Кавычки». Опишите выдуманную или реальную ситуацию, которая, по сути, аналогична актуальной, но была с вами в прошлом. Потом вы рассказываете, как была разрешена ситуация.
Особенно этот метод эффективен при взаимодействии с более взрослыми детьми, подростками.
Часто родители внушают детям: «не балуйся», «не плачь», «не дерись»…
Такие замечания принадлежат к категории негативно сформулированных , так как они указывают ребенку на то, что ему делать не следует.
- НЕ делайте вашему ребенку негативно сформулированных внушений,
так как при этом умалчивается желаемый вариант его поведения.
- Давайте ребенку позитивную установку поведения.
Негативные установки | Позитивные установки |
Не нервничай | Успокойся |
Не дерись | Помирись, и играйте дружно |
Не бойся | Ты же смелый… |
Не горбись | Сиди прямо |
- Предлагайте ребенку достойную, позитивно сформулированную альтернативу поведения.
Обычно у человека есть две мотивации, связанные с успешной деятельностью: достижение успеха и избегание неудачи. Будущее человека и его положение в обществе во многом зависят от того, какая мотивация у него доминирует. Это можно определить по специальным тестам.
- НЕ создавайте для ребенка ситуацию постоянных запретов и ограничений, так как это может привести к тому, что его доминирующей мотивацией станет избегание неудач.
Он будет ставить перед собой цели, которые в психологии получили название «Цели избегания» (когда человек знает, чего он не хочет, но не может сформулировать цели, к достижению которой он стремится).
- ПОМНИЕТЕ: позитивные родительские внушения учат детей позитивно и утвердительно определять свои цели; негативно сформулированные внушения часто приводят к прямо противоположному эффекту.
Например, родители говорят ребенку перед контрольной: «Не тревожься, не переживай». И тем самым усугубляют его напряжение. Бессознательное не воспринимают частицу «не», а получает команду «тревожься, переживай».
- Тщательно контролируйте негативные оценки ребенка, ведь за ними очень часто стоят родительские раздражительность, усталость, которые проецируются на вашего ребенка.