Волшебство активного слушания

By | 18.12.2021

«Активно слушать ребёнка – значит возвращать ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство» 

Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком КАК?»

Правила беседы с ребенком по способу активного слушания:
 -обязательно повернитесь к ребёнку лицом;
-если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы;
-очень важно в беседе держать паузу,  после каждой вашей реплики лучше всего помолчать;
-в вашем ответе также полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство.

ОДИННАДЦАТЬ против одного или что нам мешает слушать ребенка

1.Приказы, команды.
2. Предупреждения, предостережения, угрозы.
3. Мораль, нравоучения, проповеди.
4. Советы, готовые решения.
5. Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции».
6. Критика, выговоры, обвинения.
7. Обзывание, высмеивание.
8. Догадки, интерпретации.
9. Выспрашивание, расследование.
10. Сочувствие на словах, уговоры, увещевания.
11. Отшучивание, уход от разговора.

В результате:

=Ребенок остается один со своим переживанием

=Может возникнуть ситуация конфликта ребенок-взрослый

СИТУАЦИЯ № 1
Время прогулки.  Играя в песочнице и пытаясь залезть глубоко в выкопанную им яму, Руслан задевает Свету ногой, и на ее губах выступает кровь. Она сильно плачет.

Воспитательница: «Очень больно, Света?»
Света: «Да».
В: «Немного течет кровь»
Света: «Я хочу к маме»
В: «Когда тебе больно, легче, если мама рядом?»
Света успокаивается, стоит прижавшись к воспитательнице. Воспитательница просто спокойно прижимает девочку к себе. 
В: Сходим к медсестре?

СИТУАЦИЯ № 2
Маша живёт в полной семье, у неё есть старшая сестра (подросток). Маленькая Маша в последнее время стала очень угрюмой в садике. Мало общается с другими детьми, предпочитает сидеть от них в стороне. Однажды воспитательница застаёт её, когда Маша «мучает» принесённую из дома куклу – вырывает ей руки, ноги.

В: Маша, это ты в доктора, наверное,  играешь? Эта кукла – пациент?
М: Нет, эта кукла – моя сестра. Я ей руки отрываю. 
В: Ты злишься за что-то на сестру?
М: Да, я злюсь. Она со мной не играет больше. Пусть вот без рук теперь ни с кем не играет больше.
В: Сестра уделяет тебе мало внимания?
М: Да, она раньше играла со мной, а теперь постоянно гуляет. Приходит домой и ей до меня дела нет…

СИТУАЦИЯ № 3
Дина рисует красками за столом.В.: У тебя интересный рисунок, Дина!
Дина: Это мой дом. Вот входная дверь, это кухня, это моя комната, а это комната пап и мамы. Видите, у них дверь закрыта, чтобы я не слышала, как они дерутся.
В.: Тебе не нравится слышать, как мама и папа дерутся?
Д.: Да.
В.: Тяжело жить с людьми, которые дерутся, когда сердятся?

Результаты активного слушания:

  • Исчезает или сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка
  • Ребенок делится со взрослым все больше (базовое доверие)
  • Ребенок сам продвигается в решение своей проблемы
  • Исчезает или сильно ослабевает ситуация конфликта


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *