Нормы психомоторного развития ребенка

By | 19.12.2021

Психомоторное  развитие ребёнка следует осуществлять в тесном единстве с сенсорным развитием. Чтобы взять предмет одной рукой, ребенок должен быть уже «моторно готовым» к этому. Если он не может схватить предмет, то не сможет и ощутить его. Только при бимануальном (двумя руками) ощупывании предмета происходит его пространственное изучение. Целью психомоторного и сенсорного развития является развитие восприятия.

Существует пять сенсорных систем, с помощь которых человек познает мир:

  1. Осязание (тактильное восприятие), 
  2. Зрительное восприятие; 
  3. Восприятие формы;
  4. Восприятие величины;
  5.  Слуховое восприятие.

В младшем дошкольном возрасте  накапливаются представления о цвете, форме, величине. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств – всеми цветами спектра, с геометрическими формами – круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Развивать познавательные умения и речевые – определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова – названия величин и форм.

Проблема психомоторного развития ребенка принадлежит к наиболее значимым проблемам в современной психологии. Это закономерно, поскольку на первых этапах развития психика и моторика находятся в неразрывном единстве.

Психомоторное развитие ребенка является базовым уровнем для его дальнейшего психического развития – познавательного, эмоционального, социального- которое, в свою очередь обуславливает успешное обучение в школе и формирование учебных навыков.

Нормально развивающийся ребенок шести лет должен уметь и любить рисовать, лепить, вырезать ножницами, завязывать шнурки и бантики, пользоваться иголкой, разными природными материалами и т.д.

Многие родители стараясь вырастить из своего ребенка вундеркинда, совершенно напрасно заменяют психомоторное развитие преждевременным формированием учебных навыков (чтение, письмо, счет), что в свою очередь может привезти к дизонтогенезу (нарушению развития).

Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Точное динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук и головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов – губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Таким образом, развитие организма происходит от крупной моторики к мелкой.

В дошкольном детстве должен настораживать малоподвижный ребенок или гиперподвижный.

Для ребенка одинаково нежелательным является как слишком раннее, так и слишком позднее психическое развитие. Нормальное психическое развитие ребенка должно пройти в определенном возрасте: «не раньше и не позже».

Дело в том, что энергия мозга точно распределена для того или иного этапа онтогенеза (развития), а для развития психических функций детей природой заложены определенные сроки, которые невозможно изменить волевым решением родителей или воспитателей.

Если ваш ребенок рано встал на ножки, не спешите радоваться – в дальнейшем могут возникнуть проблемы, связанные с вниманием, памятью  и усидчивостью.

В.А. Аверин приводит следующие нормативы психомоторного развития от рождения до 30 месяцев.

ВозрастГрубая моторикаМелкая моторика
12-15 месяцевХодит самостоятельно. Заползает вверх по лестнице. Неуклюже бросает предметы. Берет и бросает большие игрушки.Чертит на бумаге цветными мелками. Вставляет предмет в отверстие. Держит ложку, поднося ее ко рту. Сам надевает шапку.
15-18 месяцевХодит боком, задом наперед. Взбирается и спускается по лестнице с помощью взрослых. Бросает мяч на 1-1, 5 метра.Переворачивает страницы книг.
18-21 месяцСам поднимается и спускается по лестнице, держась за перила, наступая на ступеньки одной и той же ногой; затем приставляет другую.Выводит каракули и росчерки.
21-24 месяцаПинает ногой большой мяч. Легко наклоняется, чтобы поднять предмет.Открывает дверь, поворачивая ручку. Нанизывает три и более бусинок. Переворачивает страницы книги по одной.
24-30 месяцевНедолго стоит и балансирует на одной ноге без посторенней помощи. Стоит на цыпочках. Чередует ноги поднимаясь и спускаясь по лестнице. Ездит на трехколесном велосипеде, крутя педали.Держит пальцами мелок или карандаш- большой палец с одной стороны, остальные – с другой.

В.Итон в своих исследованиях показал, что двигательная активность у детей достигает пика в 2-3 года, постепенно снижаясь на протяжении оставшейся части дошкольного детства. Причем у девочек двигательная активность снижается быстрее, чем у мальчиков. Таким образом, 5-летний мальчик более подвижен, чем его пятилетняя сверстница.

Известный ученый Л. С. Выготский по поводу преждевременного обучения 7-летних детей писал, что «к началу обучения письменной речи все основные Высшие Психические Функции (память, внимание, мышление, восприятие) еще не закончили, а некоторые из них еще и не начали своего развитя, и обучение письму опирается на незрелые, только начинающие первый и основной циклы развития психические процессы..»

Продолжая мысль Л.С. Выготского, «…необходимо отметить, что в возрасте 6-7 лет, когда школа предъявляет очень высокие требования к организации и регуляции сложнокоординированных движений руки, связанных с обучением письму, еще не сформированы механизмы центральной (корковой организации) этого вида деятельности, не закончено формирование мышц руки, кисти, пальцев и окостенение костей запястья. Морфологически и функционально ребенок еще не  готов к связному курсивному письму, а длительное письмо просто невозможно»

У каждой своей Высшей Психической Функции (ВПФ) есть свои схемы развития, знание которых позволяет своевременно и ювелирно точно заниматься психическим развитием детей.

Мероприятия по психомоторному развитию, основанные на двигательных методах, включают:

  • дыхательные упражнения;
  • глазодвигательные упражнения;
  • упражнения для развития мелкой моторики;
  • реципрокные (перекрестные) телесные упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия;
  • упражнения для лицевой группы мышц;
  • упражнения на развитие произвольного внимания;
  • упражнения-растяжки;
  • массаж и самомассаж;
  • упражнения для релаксации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *