Психомоторное развитие ребёнка следует осуществлять в тесном единстве с сенсорным развитием. Чтобы взять предмет одной рукой, ребенок должен быть уже «моторно готовым» к этому. Если он не может схватить предмет, то не сможет и ощутить его. Только при бимануальном (двумя руками) ощупывании предмета происходит его пространственное изучение. Целью психомоторного и сенсорного развития является развитие восприятия.
Существует пять сенсорных систем, с помощь которых человек познает мир:
- Осязание (тактильное восприятие),
- Зрительное восприятие;
- Восприятие формы;
- Восприятие величины;
- Слуховое восприятие.
В младшем дошкольном возрасте накапливаются представления о цвете, форме, величине. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств – всеми цветами спектра, с геометрическими формами – круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Развивать познавательные умения и речевые – определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова – названия величин и форм.
Проблема психомоторного развития ребенка принадлежит к наиболее значимым проблемам в современной психологии. Это закономерно, поскольку на первых этапах развития психика и моторика находятся в неразрывном единстве.
Психомоторное развитие ребенка является базовым уровнем для его дальнейшего психического развития – познавательного, эмоционального, социального- которое, в свою очередь обуславливает успешное обучение в школе и формирование учебных навыков.
Нормально развивающийся ребенок шести лет должен уметь и любить рисовать, лепить, вырезать ножницами, завязывать шнурки и бантики, пользоваться иголкой, разными природными материалами и т.д.
Многие родители стараясь вырастить из своего ребенка вундеркинда, совершенно напрасно заменяют психомоторное развитие преждевременным формированием учебных навыков (чтение, письмо, счет), что в свою очередь может привезти к дизонтогенезу (нарушению развития).
Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Точное динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук и головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов – губ, языка, нижней челюсти и т.д.
Таким образом, развитие организма происходит от крупной моторики к мелкой.
В дошкольном детстве должен настораживать малоподвижный ребенок или гиперподвижный.
Для ребенка одинаково нежелательным является как слишком раннее, так и слишком позднее психическое развитие. Нормальное психическое развитие ребенка должно пройти в определенном возрасте: «не раньше и не позже».
Дело в том, что энергия мозга точно распределена для того или иного этапа онтогенеза (развития), а для развития психических функций детей природой заложены определенные сроки, которые невозможно изменить волевым решением родителей или воспитателей.
Если ваш ребенок рано встал на ножки, не спешите радоваться – в дальнейшем могут возникнуть проблемы, связанные с вниманием, памятью и усидчивостью.
В.А. Аверин приводит следующие нормативы психомоторного развития от рождения до 30 месяцев.
Возраст | Грубая моторика | Мелкая моторика |
12-15 месяцев | Ходит самостоятельно. Заползает вверх по лестнице. Неуклюже бросает предметы. Берет и бросает большие игрушки. | Чертит на бумаге цветными мелками. Вставляет предмет в отверстие. Держит ложку, поднося ее ко рту. Сам надевает шапку. |
15-18 месяцев | Ходит боком, задом наперед. Взбирается и спускается по лестнице с помощью взрослых. Бросает мяч на 1-1, 5 метра. | Переворачивает страницы книг. |
18-21 месяц | Сам поднимается и спускается по лестнице, держась за перила, наступая на ступеньки одной и той же ногой; затем приставляет другую. | Выводит каракули и росчерки. |
21-24 месяца | Пинает ногой большой мяч. Легко наклоняется, чтобы поднять предмет. | Открывает дверь, поворачивая ручку. Нанизывает три и более бусинок. Переворачивает страницы книги по одной. |
24-30 месяцев | Недолго стоит и балансирует на одной ноге без посторенней помощи. Стоит на цыпочках. Чередует ноги поднимаясь и спускаясь по лестнице. Ездит на трехколесном велосипеде, крутя педали. | Держит пальцами мелок или карандаш- большой палец с одной стороны, остальные – с другой. |
В.Итон в своих исследованиях показал, что двигательная активность у детей достигает пика в 2-3 года, постепенно снижаясь на протяжении оставшейся части дошкольного детства. Причем у девочек двигательная активность снижается быстрее, чем у мальчиков. Таким образом, 5-летний мальчик более подвижен, чем его пятилетняя сверстница.
Известный ученый Л. С. Выготский по поводу преждевременного обучения 7-летних детей писал, что «к началу обучения письменной речи все основные Высшие Психические Функции (память, внимание, мышление, восприятие) еще не закончили, а некоторые из них еще и не начали своего развитя, и обучение письму опирается на незрелые, только начинающие первый и основной циклы развития психические процессы..»
Продолжая мысль Л.С. Выготского, «…необходимо отметить, что в возрасте 6-7 лет, когда школа предъявляет очень высокие требования к организации и регуляции сложнокоординированных движений руки, связанных с обучением письму, еще не сформированы механизмы центральной (корковой организации) этого вида деятельности, не закончено формирование мышц руки, кисти, пальцев и окостенение костей запястья. Морфологически и функционально ребенок еще не готов к связному курсивному письму, а длительное письмо просто невозможно»
У каждой своей Высшей Психической Функции (ВПФ) есть свои схемы развития, знание которых позволяет своевременно и ювелирно точно заниматься психическим развитием детей.
Мероприятия по психомоторному развитию, основанные на двигательных методах, включают:
- дыхательные упражнения;
- глазодвигательные упражнения;
- упражнения для развития мелкой моторики;
- реципрокные (перекрестные) телесные упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия;
- упражнения для лицевой группы мышц;
- упражнения на развитие произвольного внимания;
- упражнения-растяжки;
- массаж и самомассаж;
- упражнения для релаксации.